Фрагмент для ознакомления
2
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно воплощает государство, представляет его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма государства нет и не может быть.
Понятие "механизм государства" тесно связано с категорией "государственный аппарат". Последнее обычно используется в двух смыслах-широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, тождественно ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимается аппарат государственного управления. Именно в этом смысле термин "государственный аппарат" используется в науке административного права как совокупность исполнительных и распорядительных органов. В этой статье мы будем использовать понятие "государственный аппарат" в первом смысле .
Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или особенности, позволяющие ему быть ограниченным как со стороны негосударственных структур в политической системе общества, так и со стороны отдельных государственных органов.
Во-первых, механизм государства-это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации" и других федеральных законах.
Во-вторых, механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в нем различные типы и группы государственных органов, их взаимоотношения и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.
В-третьих, существует тесная обратная связь между государственным механизмом и функциями государства. Функции современного российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь с помощью государственного механизма, через деятельность всей системы государственных органов, объединенных им и взаимосвязанных друг с другом .
Как правило, различают внешние и внутренние функции. В данном исследовании достаточно рассмотреть основные внутренние функции, где наиболее ярко проявляется осуществление контроля и надзора. Обычно существует шесть внутренних функций современного государства: экономическая, социальная, политическая, идеологическая, экологическая и правоохранительная.
Реализация этих функций государства осуществляется через государственный аппарат, т. е. систему органов, с помощью которых достигаются цели и задачи государства на различных этапах его развития.
Однако, функции государства не идентичны функциям государственного аппарата (государственной власти, государственных органов). Функции государственных органов носят специфический характер, они решают задачи в рамках основных задач государства. Органы государства в соответствии с направлениями своей деятельности выполняют частичные функции, входящие в структуру государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственная власть персонифицируется в институциональной системе-совокупности институтов власти, государственного аппарата. В нее входят государственные служащие, должностные лица, профессионально осуществляющие управленческую деятельность на материальной и финансовой основе.
Следует отметить, что в юридической литературе нет единого определения понятия "аппарат государственной власти". В связи с этим можно выделить наиболее общее его понятие. Аппарат государственной власти-это система государственных органов, пронизанная едиными, юридически закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и имеющая необходимые материальные придатки, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.
В зависимости от вида и характера деятельности каждой ветви власти соответствующий аппарат имеет свои особенности и свойства. Основной задачей аппарата является обеспечение выполнения государственных функций государственным органом, в состав которого входит конкретный аппарат как структурное образование.
Различают федеральный государственный аппарат и аппарат субъектов Российской Федерации, а также аппарат органов муниципального самоуправления. Существуют аппараты других государственных органов, управляющих экономикой и общественно-политической жизнью. Аппарат каждого органа государственной власти-это кадровый и экономический ресурс, который используется для обеспечения работы государственного (муниципального) органа.
Государственный (муниципальный) аппарат реализует ряд основных взаимосвязанных функций, в частности, реализует решения руководства, политических элит и потребности населения. Обратная связь с населением и другими внешними институтами государственной власти проходит через аппарат. Аппарат занимает особенно важное место в системе органов исполнительной власти, поскольку он реализует решения законодательной и судебной ветвей государственной власти. Важной особенностью региональных и муниципальных органов власти является возможность их работы на добровольной основе. В зависимости от вида и характера деятельности аппарат каждой ветви государственной власти имеет свои особенности и свойства.
Значение аппарата государственной власти очень велико .
Таким образом, государственный аппарат по самой своей природе не обладает ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, но включает в себя законодательные, исполнительные, судебные и другие органы, в которых эта власть материализуется.
Государственный аппарат устанавливает формы организации всех ветвей власти, устанавливает конкретные процедуры их деятельности.
В то же время структура государственного механизма зависит от функций государства, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных государственных органов.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, влияния на сложные социальные процессы и сферы и выполнения связанных с ними государственных функций обладает необходимыми материальными средствами, так называемыми "материальными придатками", на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обойтись ни одно государство.
Механизм современного российского государства-это система государственных органов, пронизанная едиными, юридически закрепленными принципами, основанная на разделении властей и имеющая необходимые материальные придатки, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.
Государственный механизм-это система государственных органов, через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются цели и задачи, поставленные перед ним на различных этапах его развития. Механизм - это важнейшая составляющая любого государства. С его помощью осуществляется управление государственными и частично общественными делами.
С развитием общества это управление, а вместе с ним и государственный механизм, непрерывно усложняются и совершенствуются. Построение и функционирование государственного механизма любой страны базируется на объективных и субъективных факторах. Они определяют важнейшие особенности его внутренней структуры, строения, характера, форм и методов деятельности и в значительной степени способствуют соединению различных его компонентов в единую систему .
Механизм любого государства-это не механическая связь его органов, а их хорошо организованная, строго упорядоченная, целостная система. К факторам, оказывающим решающее влияние на функционирование и непрерывное развитие государственного механизма как единой, целостной системы, относятся: общая экономическая основа государственных органов и организаций-экономическая система и различные формы собственности на средства производства; единство политической основы и государственных органов, организаций и институтов; наличие в некоторых странах единой официальной идеологии.; наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов - составляющих государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.
К числу факторов, во многом определяющих функционирование государственного механизма как единой системы, следует отнести и те, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационные, финансовые и, при необходимости, средства представления общего направления их деятельности на проведение политической линии и установление интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.
Концепция государственного механизма очень многогранна и многогранна. Это дает возможность отождествлять его с другими, тесно связанными с ним понятиями, но неравными по своему логическому охвату и содержанию, а именно с понятием политической системы общества. Если понятие политическая система общества включает в себя весь комплекс самых разнообразных государственных и негосударственных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны и осуществлении государственной власти, то понятие государственный механизм включает в себя только систему государственных органов. Таким образом, концепция политической системы общества является более содержательной, чем концепция государственного механизма.
Точно так же в научной и учебной литературе часто рассматриваются соотношения между понятиями государственный орган и государственный механизм. Государственный механизм рассматривается как совокупность и совокупность различных государственных органов, организаций, Вооруженных сил и материальных средств, а государственный аппарат рассматривается только как система этих государственных органов.
Наряду с этой точкой зрения существуют и другие мнения, в соответствии с которыми вполне разумно представлять "государственные механизмы" и "государственный аппарат" как одно и то же понятие.
В этих случаях государственный механизм часто определяется государственным аппаратом в более широком смысле этого слова и называется системой государственных органов - аппаратом в узком смысле этого слова .
Независимо от того, какой смысл, вкладывается в содержание государственного механизма, его важнейшими и неотъемлемыми частями всегда являются государственные органы. В научной и справочной литературе они также понимаются по-разному.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2013) "О Конституционном суде Российской Федерации" / / Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, статья 1447.
2.Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 07.05.2013)" Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " / / Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, статья 2253.
3.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом изменений, внесенных Законами Российской Федерации "О внесении изменений в Конституцию Российской Федерации" от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) / / Российская газета. 2009. 21 января.
4.Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 октября 1996 г. № 116/858-II "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации" // Российская газета. № 207. 1996.
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 г. № 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта" А "пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г." Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " / / СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.
6.Алексеев С. С. Теория государства и права: Учебное пособие / С. С. Алексеев, С. И. Архипов, В. М. Корельский, 2005. – 432 с
7.Баранов М. Л. Содержание государственного контроля как вида социального управления / / Юридический мир. 2012. № 10.- 65с
8.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд., ред. и доп. М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА", 2007. – 357с
9.Байтин М. И. Механизм современного российского государства // Юриспруденция. 1996. № 3. С. 9.
10.Бердашкевич А. П., Элькибаева З. И. О правовом статусе аппаратов региональных государственных и муниципальных органов власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 8. – 12 с.
11.Виноградов В. А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правового регулирования. Москва, 2000. -23с
12.Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Юриспруденция, 1999 – 342с
13.Гончаров В. В. Выборность и участие граждан в государственном управлении как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России / / Юридический мир. 2010. № 6. – 19с
14.Григорьев А. В. Современная юридическая наука о принципах организации и функционирования механизма государства // Вестник Пермского университета. 2012. № 1. – 19 с
15. Денисов С. А., Смирнов П. П. Теория государства и права: Конспект авторских лекций. Тюмень, 2000.
16.Жидков А. А. История государства и права зарубежных стран/Под общей редакцией А. А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. Часть 1. М., 1996. – 321 с
17.Иванников И. А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2001.
18. Клименко С. В.Основы государства и права. - М. Зерцало, 1998 – 325 с
19. Комаров С. А. Основы государства и права. учебник. М., 1996. – 213 с
20.Лазарев В. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. м.: Спарк, 2002. – 400 с
21.Лысенко В. И. Избирательное право и избирательная реформа в Российской Федерации / / Конституционный строй России: Сб. Вып. III. М., 1996. С. 84.
22.Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. Москва, 2001. – 231 с
23.Марченко М. Н. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Изд. 2-е, переиздание. и добавить. / Под ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 1. М.: МКБ "Зерцало-М", 2002.С. 259-270.
24.Мазутов Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юрист, 1997 – 342 с
25. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 648 с.
26.Огнева М. В. Компетенция государственного аппарата как элемент системы принципов функционирования современного правового государства // История государства и права. 2010. № 6. - 33 с
27.Парасюк Е. А. Теоретико-правовое исследование понятия "механизм государства". 2009. № 11. – 8с
28. Парасюк Е. А. Теоретико-правовое исследование понятия "механизм государства". 2009. № 11. с. 10.
29. Рассолов М. М. Теория государства и права. М. 2000.-56 с
30. Старилов Ю. Н.Административное право. Часть 2. Книга первая. Издательство Воронежского государственного университета, 2001. – 432 с
31. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. - М.: Проспект, 1997. – 236 с
32. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: учеб. пособие.М., 1995. – 231с